Проблема, над которой я работаю, заключается в определении влияния образного
мышления на развитие
нравственно-эстетических представлений младших школьников. Это не случайно. В
настоящее время все большее значение придается воспитанию человека
нравственного, духовного, с гармоничным, позитивно направленным мышлением,
человека, устремленного к познанию красоты, творчеству, саморазвитию.
Кроме этого, важно понимать те принципы, условия и механизмы, которые
способствуют сознательному процессу становления личности, самореализации ее во
всех сферах жизнедеятельности. Все более очевидным становится противоречие
между назревшей в практике необходимостью формирования нравственно-эстетических
представлений детей и недостаточной разработанностью программно-методических
основ их развития. С учетом этого был сделан выбор методической темы «Развитие
нравственно-эстетических представлений младших школьников».
Нравственно-эстетические представления -
это образы, отражающие нормы и принципы поведения людей по отношению к обществу
и другим людям, образы человеческих ценностей и добродетелей, воплощенных в категориях
«добро» и «зло», «прекрасное» и «безобразное».
Мои размышления, исследования привели к
мысли о том, что условием развития представлений детей в младшем школьном
возрасте является образное мышление. Это возможно в том случае, если детские представления
рассматриваются как особая форма психического отражения отношений между людьми
и субъективного переживания; если методика развития представлений учеников
начальной школы основана на использовании психологических механизмов образного
мышления; если развитие представлений детей основано на последовательном
прохождении нескольких этапов: от эмоционального переживания ситуации через
внутренний диалог и рефлексию отношения к понятию к творчеству мыслеобразов
нравственно и эстетически позитивной окраски.
Механизм формирования образа порождается
интериоризованной деятельностью: переживание символической природы образа
приводит к проявлению нравственно-эстетических представлений как особой формы
субъективного переживания. Психологическим механизмом образного мышления является
деятельность «представливания» (термин введен Б. М. Тепловым). Представливание
обеспечивает создание образов, оперирование ими, перекодирование их в произвольно
выбранном или заданном направлении, использование разных систем отсчета для построения
образа, выделение в образе различных признаков и свойств объектов, значимых для
человека.
Развитие нравственно-эстетических
представлений младших школьников обеспечивается совокупностью следующих
педагогических условий: создание особой аудио-визуальной среды, снятие
напряженности детей, «погружение» в изучаемую проблему (рассматривание,
вслушивание, «вдумывание»); принятие внутреннего опыта ребенка как ценного и
неповторимого; бережное отношение ко всем
проявлениям мыслительной активности младшего школьника; предоставление
ребенку свободы в выражении своих чувств и переживаний; формирование высокой
самооценки, стимулирующей деятельность детей.
Суть моего инновационного педагогического
опыта заключается в изменении внешних и внутренних условий образовательного и
воспитательного процесса, в перестановке акцентов в содержании образования на
нравственно-эстетическую составляющую, на использовании диалоговых, проблемных, информационно-комуникационных, проектно-исследовательских, коммуникативно-деятельностных, , технологий формирующего оценивания и критического мышления, здоровьесберегающих технологий в построении целостного
образовательного процесса.
Наиболее существенные
результаты работы над этой проблемой, их
теоретическая и практическая новизна заключается в следующем. Мной выявлены
психологические механизмы образного мышления младших школьников, способствующие
формированию нравственно-эстетических представлений младших школьников. Обоснованы
условия развития нравственно-эстетических представлений обучающихся посредством
образного мышления. Определена методика развития нравственно-эстетических представлений детей. Разработаны
методические рекомендации по развитию нравственно-эстетических представлений
учащихся начальной школы в условиях работы школы первой ступени по Федеральному государственному образовательному стандарты начального общего образования. Успешно формируется информационно-коммуникативная и
социальная компетентность учащихся. Обеспечивается преемственность результатов
при переходе детей на вторую ступень обучения. Сохраняется и укрепляется психическое
и физическое здоровье школьников. Устойчиво повышается креативность и высокий
уровень познавательного интереса учеников.
Подробнее см. здесь
Подробнее см. здесь
Комментариев нет:
Отправить комментарий